MAKSIM PANFILOV
#017
Фото: Елизавета Медунецкая
Максим Панфилов — диджей и фотограф из Москвы, резидент НИИ и большой коллекционер отличной музыки.
О чем твой микс? Какую музыку ты для нас собрал?
Вряд ли он о чем. А по содержанию — это достаточно шустрая и позитивная история, в которой есть танцевальная классика, диско, и не только. А также некоторые редкости, в числе которых эдит песни Муромова от Beard In Dust или прото Metro Area из Италии, в моно.
Расскажи, как ты попал в музыку. Может, была какая-то вечеринка (или концерт), которая всё перевернула.
С самого детства попал. Лет с 10 уже осознанно проявлял интерес, а позже занимался селекцией — бобины, кассеты, вот это всё. Перевороты тоже были — но в разное время разные. Например, Kraftwerk в 1988-м или Richard D. James в 1995-м, и множество других моментов и открытий. Точно могу сказать, что это были не вечеринки и не концерты, хоть мне и повезло побывать на достойных впоследствии.
Вместе с музыкой ты еще занимаешься фотографией. Почему тебе захотелось эти два увлечения связать?
Фотография тоже с детства, кстати. Растворы, процессы, красный свет — всё это было не менее увлекательно, чем съемка. Почему? Никогда не приходила мысль, что о таких вещах надо задумываться или хотеть их связывать. Нравится — делай, не нравится — не делай. Так-то мне много чего нравится, но публичными стали эти два увлечения.
Фото: Иван Радзиевский
Фото : Владимир Мозгалёв
Ты снимаешь музыкантов, вечеринки, их посетителей. Может показаться, что твоя фотоохота — часть некой хроники российской клубной жизни (если листать инстаграм — особенно). Так ли это?
Что касается репортажных съемок, то там, обычно, всё «по брифу». Для себя же я крайне редко снимаю вечеринки, поскольку давно уже никуда не хожу намеренно, да ещё и с камерой. Последний раз это было в 17-м году на фестивале PPF. В остальных случаях это происходит по стечению обстоятельств.
А если говорить про инсту, то приведу цитату из редкой публикации с текстом: «Просто примеры работ, знакомые, «селебритис», близкие люди иногда, а в массе своей, просто жизнь вокруг или её мгновения». То есть, это просто сэмплер карточек.
Хроники тоже есть (как и мысль сделать зины и фотокниги), но из доступных в сети у меня всего несколько альбомов, которые тоже всё же больше про пример работ для новых клиентов, нежели чем хроники. Что-то еще было в личном аккаунте, но доступ туда ограничен.

Часто на вечеринках запрещают снимать — чтобы не нарушать границы рейверов. Как ты решаешь для себя эту дилемму: чтобы и людей не потревожить, и документ некий сделать.
Тут всё очень просто — человек, снимающий мероприятие, на котором нельзя снимать, работает на организаторов мероприятия, то есть аккредитован. А люди… кто-то сам «лезет в камеру», кто-то избегает объективов.
Но однажды фотографировал для себя на вечеринке Arma, и в какой-то момент у меня-таки спросили аккредитацию… пришлось срочно искать помощь. До сих пор рад, что кадры уцелели, так как и памятно, и много удачных.
Что касается границ посетителей — то тут надо запрещать любые устройства с камерами, так как в наше время они уже умеют снимать не хуже, чем профильные девайсы. А репортаж всегда пройдет редакцию со стороны заказчика.

Кадры с каких вечеринок мир пока еще увидеть не готов?
Не был на таких. Да и современном мире уже никого содержанием статического изображения особо не удивить.
Были ли ивенты, которые не снял и жалеешь об этом?
Не совсем понятно, но скорее нет, чем да. А так, если встает вопрос — брать с собой камеру или нет, то лучше взять. Жалеть потом будет не о чем.
Фото: Александр Гревцов
Мы знаем, что ты резидент «НИИ» («Наука и Искусство») — важного для независимой музыкальной сцены пространства (в прошлом) и комьюнити. Можешь рассказать несколько теплых воспоминаний? Про лучший привоз, про лучшую местную тусу, про людей, которых ты там встретил.


Надеемся, что и в будущем. «НИИ» вдохнул новую жизнь, не позволил расстаться с диджеингом, познакомил с невероятным количеством интересных людей и наполнил приятными впечатлениями и воспоминаниями.
Привозов и прочего было очень и очень много. Яркими пятнами останутся концерт
Nu Guinea, вечеринки лейблов «Удача» и «ГОСТ ЗВУК», дни рождения пространства, один новый год (на котором продлили мой сет) и, конечно же, архивная серия по четвергам — было много классных, но особенно запомнились те два вечера, на которых играл во дворе b2b с Lipelis и Vtgnike (запись последнего есть на облаке «ГОСТ'а»).
«Рабица», «НИИ» — кажется, что сейчас таких клубов Москве как будто не хватает. Ты разделяешь такую точку зрения? В чем была уникальность этих мест?
В Москве вообще практически нет клубов, что с одной стороны — просто ужас, а с другой стороны — чему удивляться? Клубная танцевальная культура давно стала бизнесом, диск жокеи — элементами шоу, и тд. Поэтому разделяю, конечно. А уникальность их была в энтузиазме и самострое, наверное так. Но сравнивать эти два места и команды я бы не стал.
Что в клубной жизни Москвы поменялось за эти условные 5-7 лет? Помимо закрытия знаковых мест, конечно.
Затрудняюсь ответить, так как особо не слежу и не «тусуюсь». Но в массе своей, за последние 20 лет, в этой сфере культурный аспект сильно заменился финансовыми процессами, со всеми вытекающими. И речь не только о площадках.
Какие регулярные вечеринки в Москве прямо сейчас не советуешь пропускать. И почему?
Мои конечно же (смеется). Почему? Потому что пропустите уникальную возможность. Не пропускайте то, что нравится. А что именно не пропускать — это уже дело вкуса. И не так уж важно, что конкретно: одним попса в одних местах, другим — авангард и эксперименты в других, третьим — тренды и мейнстрим, четвертым — джаз и так далее.
Фото: Елизавета Медунецкая
Мы знаем, что у тебя большая коллекция винила. Назови пять пластинок, которые поставил бы нам, если бы мы зашли к тебе в гости. Чем они особенны?
Особенность той или иной записи весьма субъективная субстанция. Но бывают и действительно особенные. К примеру, самиздат какой или другие лимитированные издания. Или знаковые, в мире музыки, релизы.
А поставить? Чайник бы на плиту поставил. И включил бы какой-нибудь классный микс. Ну и показал бы интересные, с коллекционной точки зрения, релизы, или те, которые из себя представляют произведения искусства, или подаренные авторами.
А с вашими читателями поделюсь очень близкими мне альбомами из коллекции:

  • Arpanet — Wireless Internet
  • Boards of Canada — Hi Scores
  • Bogdan Raczynski — MyLoveILove
  • CN — Nu
  • Fingers Inc. — Another Side
  • Flanger — Midnight Sound
  • Joy Division — Closer
  • Lnrdcroy — Much Less Normal
  • Orb — Orbus Terrarum
  • S A D — Super Sounds II
  • Square Fauna — Meet the Fauna
  • The Clifford Gilberto Rhythm Combination — I Was Young and I Needed the Money
  • Vtgnike — Steals
Порядок алфавитный, а продолжать можно долго — непосвященному же слушателю тут вполне достаточно для начала.

Фото: Василий Коломиец

Напоследок: скажи, что помогает твоему глазу (и слуху) не замыливаться?
Глаз сложно замылить, так как я фотографирую для себя, а не занимаюсь коммерческой фотографией (за редким случаями репортажной или предметной съемки (так уж получилось)). К тому же у меня всегда в приоритете поймать момент, характер, настроение, а не выполнить фотозадачу (я их себе не ставлю) или сделать произведение искусства. А так еще насмотренность помогает, конечно.
А вот с музыкой немного сложнее. И дело не в замыливании. Просто от нее иногда устаешь. Особенно, когда декадами не происходит ничего действительно новаторского. Сплошная мимикрия, кросс-жанры, кросс-микрожанры, а также, в геометрической прогрессии растущий поток бездушных поделок как от мастеров, так и от бездарностей, коим технологии и туториалы дали зеленый свет. Плюс нескончаемый же поток коммерции. Но, даже при этом, всегда было, есть и будет что найти на любой вкус в бездонном океане музыки, дело лишь в желании.
Подтверждением тому приведу известную фразу Сергея Рахманинова: «Музыки хватит на всю жизнь, но целой жизни не хватит для музыки».