Crocs x Beams в Kixbox
Kixbox представляет коллаборацию Crocs и японского магазина Beams — две модели All-Terrain Military Clog и All-Terrain Outdoor Clog, сочетающих классический силуэт сабо Crocs с технологичными элементами аутдор- и милитари-дизайна. И если Crocs в представлении не нуждается, то компания Beams, несмотря на 45-летнюю историю, за пределами Японии известна в основном благодаря коллаборациями с международными брендами. Поэтому феномен Beams заслуживает отдельного рассказа.
Чтобы понять, что такое Beams, нужно разобраться с понятием select shop. Несмотря на английское название, это чисто японский, непривычный для западного покупателя формат ритейла — сетевой мультибрендовый концепт-стор. Он сочетает кураторский подход к ассортименту с массовостью сетевого магазина. В отличие от культивирующих эксклюзивность западных концепт-сторов японские селект-шопы исповедуют радикально демократичный подход и открывают десятки и даже сотни точек — как уличных, так и расположенных в торговых центрах. Сегодня в сети Beams около 170 магазинов, в основном в Японии.
При этом ассортимент селект-шопов следует принципам концептуального магазина — это всегда тщательно отобранный набор вещей нескольких марок, среди которых редко встречаются бюджетные. Представленные бренды могут быть самого разного формата, главный критерий — уместность в рамках концепции магазина. Поэтому в селект-шопе часто можно встретить сочетание больших международных брендов, неизвестных локальных дизайнеров и собственной in-house марки магазина.
Первый Beams открылся в токийском районе Харадзюку в 1976 году. К тому времени селект-шопы уже не были новым явлением, но именно Beams удалось стать флагманом этого направления ритейла. Концепцию Beams придумал 27-летний Осаму Сигэмацу, сотрудник фабрики одежды и большой поклонник практичного и расслабленного стиля американских студентов. Сигэмацу был недоволен качеством вещей американских брендов, которые по лицензии производили в Японии. Он был уверен в том, что только оригинальные вещи в американских размерных сетках сохраняют «правильные» пропорции — а значит, надо привозить их из США.

Идею магазина с импортными вещами в стиле студентов американских колледжей Сигэмацу предложил президенту картонной фабрики Этцузо Ситаре, с которым познакомился в баре. 56-летний Ситара ничего не понимал в моде, но хотел выйти из умирающего картонного бизнеса и согласился стать инвестором. Осаму Сигэмацу взял самые большие чемоданы, какие только пролезали на борт самолета, и отправился в США на первую закупку. Так появился «American Life Shop Beams» — магазин с интерьером студенческого общежития, в котором были собраны вещи брендов американской спортивной, рабочей, аутдор и повседневной одежды.
В этом сочетании несочетаемого заключалось новаторство Beams. Продавать рабочие брюки и беговые кроссовки в одном месте было смелой идеей по меркам 1976 года — и не только в Японии. Но Осаму Сигэмацу не обращал внимания на изначальное назначение вещей. Он смело комбинировал предметы из разных отраслей, ориентируясь на эклектичный гардероб молодежи Западного побережья США. Стиль серферов, скейтеров, скалолазов из парка Йосемити и студентов Лиги Плюща — все это Сигэмацу разобрал на части и собрал вместе в Beams. Успех Beams породил волну последователей, сформировал почву для культуры Ура-Харадзюку и заложил основу японского уличного стиля 1980-х. Этот стиль почти немедленно был реэкспортирован на Запад, где сыграл ключевую роль в формировании того, что мы сегодня называем streetwear.