СКАЗОЧНАЯ КЕРАМИКА:
ИНТЕРВЬЮ
СО SMELLY TALE
Smelly Tale – бренд функциональных керамических изделий от петербургского художника Павла Бабина, погруженного в волшебный мир поп-культуры. Переосмыслив свой жизненный опыт и самые теплые воспоминания из детства, он создал мир необыкновенных объектов, покрытых аурой лесной мистики.

Мы посетили мастерскую художника, чтобы узнать историю становления
Smelly Tale и изучить его процесс работы с керамикой. Как «Чародейки» и «Гремлины» повлияли на творческий взгляд Павла, почему он бросил учёбу на архитектора ради создания Грибов-трубок и причём тут Тролли, которых дарили Джону Кеннеди – читайте в нашем интервью.
В самом названии «Smelly Tale» чувствуется твоя любовь к волшебному миру поп-культуры, к старым сказкам, мультипликации, фильмам и видеоиграм. Что из этого оказало большое влияние на твой художественный взгляд и почему? Может, выделишь свой топ конкретных произведений?
«Smelly Tale» отсылает к названию «Fairy Tale», т.е. к сказкам и, буквально, волшебным рассказам. Только в моём случае это вонючие истории и пахучие рассказы. Мой мир, словно в дымке миража и иллюзии, возвращает современную, вылизанную и коммерциализированную добрую сказку к истокам. К ритуалу, инициации, а также переходным состояниям жизни, смерти, уродства и яркости. В своих работах я выражаю яркие объекты, в глубине которых скрывается тьма волшебного леса.

Весь мой бэкграунд основан на поп-культуре и всём, что я увидел на голубом экране с самого детства. Можно сказать, телевизор был моим самым близким другом, благодаря которому я днями напролёт смотрел канал Jetix, а также сериалы и фильмы на СТС.

Я обожаю кино и мультипликацию. В основном фантастические жанры про магию и волшебные миры. Из ярких картин детства, которые приходят на ум, могу вспомнить «Гремлинов», «Солдатиков», «Смерть ей к лицу», «Покемонов», «Чародеек». И, наверное, первую «Историю Игрушек».

«Гремлинов» люблю за их невероятный внешний вид. Удивительно, как милые пушистые гизмо эволюционировали в каких-то безумных существ. Солдатиков люблю за колоссальное количество образов: от сошедших с ума поп-культурных солдатиков и обезумевших Барби, до добрых монстриков, которые всех спасали…


Не знаю почему, но «Смерть ей к лицу» я пересматривал до дыр. Возможно, мне была близка эстетика. Эликсир вечной молодости и переход к безвремению для меня были важным акцентом в фильме. Говоря о «Чародейках", хочется выделить архетип ведьмы. В подобном жанре, если таковой можно выделить, я пересмотрел практически все фильмы, начиная от «Иствикских ведьм», «Практической магии», «Колдовства», «Фокус-Покуса»… До «Зачарованных», конечно, и многих других фильмов. Это помогало моей психике уйти в спокойный мир силы и безумия (смеётся).м
Почему ты решил заняться керамикой и как осваивал это ремесло? Какие этапы были самыми сложными? Как «набивал шишки» и, путём проб и ошибок, пришёл к текущему стилю?
Мой путь, конечно, был длинным и тернистым. Если бы в детстве я был намного честнее и ближе к самому себе, да и само детство было более спокойным, то, возможно, я бы быстрее пришёл к этому ремеслу. Потому что тогда я постоянно что-то мастерил руками, создавал какие-то объекты. И в целом у меня было хорошо развито объемное мышление.

Начну с самого начала. В 2015 году я переехал со своего родного города, с Южно-Сахалинска, в Санкт-Петербург, чтобы учиться на архитектора. Проучился 3 года, 2 из которых я переживал депрессивные периоды, сколлапсировавшиеся всем этим обучением (как я потоп понял, оно мне не было нужно). Затем у меня начался период пертурбации, когда я переживал разные состояния своего прошлого от переходного возраста до понимания себя…

В какой-то момент я начал подрабатывать зубным техником, отливая гипсовые модели. Там, на производстве, я научился делать грилзы, какое-то время занимался ими. Кстати, довольно интересный опыт работы с металлом! Но мне захотелось двигаться в сторону более «близкого» дела.
«Но мне захотелось двигаться в сторону более «близкого» дела.»
И как-то случайно я наткнулся на керамическое производство. Вскоре меня взяли туда и начали всему обучать. 2 года я работал на очень классных ребят, научился у них всем техническим тонкостям. Было интересно, но потом я снова начал скучать. И вот, как и на зуботехническом производстве, мне вновь захотелось проявить свою идентичность, создать свой продукт. Я сделал трубку-гриб, вернее, его "зачаток". Но после этого я охладел к керамике. Потом снова возвращался к ней, и так пару раз.

Третий раз я (надеюсь, с концами) «вернулся» в керамику в декабре. Я полностью посвятил себя развитию бренда Smelly Tale и формированию собственной вселенной. У меня уже есть сложившаяся классическая линейка: Трубка-гриб, Тролль и Жаба. Хотя на сегодняшний день я разработал много новых изделий.
Тролль – одна из твоих самых известных работ – фигура, созданная по мотивам старинных «Троллей удачи». 50 лет назад их было принято дарить на счастье. Было ли важно тебе развить эту традицию? Какой смысл ты закладываешь в своих троллей?Good design is obvious. Great design is transparent.
Наверное, образ тролля является для меня чем-то каноничным. Своего рода отправной точкой в создании Smelly Tale. Когда я думал о своем творческом пути, об образах и мирах, которые я хочу создать, воспоминания почему-то приводили меня к этой игрушке. И когда я начинал обсуждать её со своими знакомыми, то оказалось, что люди в категории 20-40 лет легко узнают образ этих "троллей". У многих были эти игрушки! Я подумал, что Тролль станет ярким объектом, который сможет вернуть людей в воспоминания из детства. Его образ близок мне, поскольку я считаю Тролля персонификацией себя, неким веселым агендерным лесным существом-трикстером. И вообще, это игрушка, которая подойдет для любого ребенка.


За пару лет до создания Smelly Tale я начал собирать этих троллей. У меня образовалась милая, но небольшая коллекция, и, конечно, со временем мне стало интересно погрузиться в историю их создания. Ведь игрушки были разные. По размерам, фактурам и эмоциям. И, погружаясь всё глубже, я узнал, что они появились более 50 лет назад в Дании. Их создавал мастер Томас Дам. Изначально он делал их из дерева (как и мастер Lego, который изначально создавал кубики из дерева, и только потом пришёл к пластику). Конечно, оригинальные игрушки Томаса просто неповторимы. Их эмоции и выражения лиц – безумны в хорошем смысле. Особо меня впечатлил кадр, на котором мастер дарит своего тролля Джону Кеннеди. Настолько они были популярны!

Те тролли, которые у нас были в детстве в 1990-е – это уже «переработки» оригинала. А современные игрушки, выкупленные компанией DreamWorks, выглядят, на мой взгляд, уродливо. Едко-сладкие, чересчур приторные… Мне же хотелось немного проработать дизайн классических троллей и вернуться к их «консервативному» виду (смеётся). Ведь даже те тролли, которые сейчас продаются под маркой Томас Дам, выглядят крайне неинтересными…
«...я считаю Тролля персонификацией себя, неким веселым агендерным лесным существом-трикстером.»
Другая твоя работа – это подставка для ароматических палочек в виде большой жабы. Помнишь, лет 20 назад у всех дома стояли фигурки с жабами, восседающими на горе золотых монет. Все тогда считали, что они приносят деньги. Что символизирует твоя жаба?
Забавно! Этот образ жабы с монеткой я не вкладывал в своё изделие, но, кажется, подсознательно он мог проникнуть из прошлого и в мою Жабку.

Эпопея с Жабой была просто невероятная, на её производство ушёл где-то год. Я бросал работу над ней и начинал снова около 10 раз.

Отчасти жабка ничего не символизирует, являясь составным образом из многих видов лягушек и жаб, от лягушки-быка и водоноса… Но также в ней много магического. От архетипа волшебного персонажа, будь то принцесса-лягушка или Жаба мать леса, которую нужно лизнуть или поцеловать, чтобы она указала верный путь. Также это штука из детства: надувать лягушек через их задницу. Я, кстати, этим не занимался, потому что я против издевательств над животными.

Да и в целом жаба близка моему сердцу: на первый взгляд это глупое, но всё же довольно милое существо. И к тому же, кто не любит лягушек? Конечно, не каждый сможет взять их в руки и облизать (что я делал не раз), но в последние годы в массовой культуре образ лягушек становится всё популярнее и популярнее.
Твоя грибная история, воплощенная в трубках, намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Какую роль играет лес и природа в твоем творчестве?
Грибы являются для меня, наверное, самым сильным инструментом для вдохновения. Их разнообразие формы, цвета и текстуры, их мицелии пронизывают лес, который является для меня местом силы и покоя. Благодаря тому, что я родился и провел большую часть жизни на Сахалине, я связал себя узами с природой. Поэтому, наверное, так или иначе любая моя работа будет отсылать к органическим формам.
Как нужно или не нужно использовать изделия Smelly Tale?
Если вы заинтересовались ими – ошибиться очень сложно.
Фото — Иван Бойко
Интервью — Павел Прибылов