В августе, после успешного турне по кинофестивалям, вышел в прокат фильм «Skate Kitchen» режиссера Кристал Мозель, посвященный одноименной женской скейт-тусовке из Нью-Йорка. Журналист Эрик Абрисс поговорил с Кристал Мозель о том, как появилась и воплотилась идея фильма.
Режиссер фильма Skate Kitchen Кристал Мозель. Фотография: Натанаэль Тернер
Эрик Эбрисс: В какой момент началась история «Skate Kitchen»?

Года два с половиной назад я ехала на метро в Нью-Йорке и увидела болтающих девчонок в углу вагона, все они были со скейтбордами. У одной из них был очень интересный тембр голоса, который мне очень понравился. Сначала я просто слушала, о чем они говорят, а потом спросила: «Вы не хотели бы поучаствовать в каком-нибудь видеопроекте? Я режиссер». Кажется, я сказала, что сняла «The Wolfpack», а они такие: «Да, окей, как угодно». Я написала им на почту через пару недель, но сначала они не ответили. Потом, наконец, мне написала Рейчел и мы встретились в кафе. Мы обсудили каково это — быть девушкой в скейтбординге, и все с этим связанное. Я подумала, что из их истории может выйти интересный документальный фильм.

Такая случайная встреча похожа на то, как вы открыли братьев Ангуло, героев своего первого документального фильма «The Wolfpack» — просто увидели ребят в странных костюмах и с длинными волосами в Ист-Вилладж.

Знаете, мое любопытство иногда приводит к таким встречам. Просто загорается лампочка в голове и я понимаю, что должна выяснить, что это происходит — это заставляет знакомиться с людьми на улице.

Что заставило отказаться от документального подхода и превратить историю в художественный фильм?

Однажды мне позвонили из бренда Miu Miu и попросили снять короткометражку. У них есть проект Women's Tales, в котором они приглашают женщин-режиссеров снять фильмы для Венецианского кинофестиваля. Я предложила сюжет про девчонок из Skate Kitchen — идея им понравилась. Потом обсудила это с самими девчонками, они тоже согласились. Поскольку планировался короткометражный формат, то это не мог быть документальный фильм.

Я начала обсуждать с Рейчел ее опыт переезда в Нью-Йорк. Она особенно вспоминала один день, который полностью изменил ее взгляд на жизнь и на себя. Она тусовалась с тремя подругами на скейтах, в конце концов оказавшись на крыше с видом на город, где они сидели и курили. Тогда она впервые ощутила свободу. Как она мне сказала, в тот момент ей стало понятно, каково это — стать немного взрослее. Мы решили сфокусироваться на этом моменте для нашей короткометражки: один день, который меняет твое представление обо всем.

Короткометражка получилась довольно успешной, привлекла много внимания в Венеции. Там я пообщалась с Ким Ютани из оргкомитета фестиваля «Сандэнс», и она посоветовала превратить этот сюжет в полнометражный фильм. Так все и началось.

Скейтбордисты известны своим неприятием чужаков. Как тебе удалось заручиться их доверием, получить доступом во внутренний круг?

Все получилось само собой. Мы просто тусовались. Пока мы делали короткометражку, много времени проводили у меня дома. У меня стоит огромный диван, на котором все валялись — читали книги, смотрели телек, слушали музыку. Мне кажется, мой дом стал для них таким безопасным местом, где можно быть собой. И именно там я начала наблюдать эти разговоры, эти маленькие моменты искренности, я начала понимать, как они смотрят на вещи.

Я начала придумывать маленькие сцены по мотивам этих разговоров. Мы их репетировали, девчонки вносили в них свои правки, из этого получались новые сцены. Это был на самом деле очень классный процесс. Я почувствовала, как будто сама вернулась в их возраст.

Визуальный язык «Skate Kitchen» очень гипнотическией. Хотя там много диалогов, но все равно присутствует ощущение экспериментального «синема верите». Это напоминает эстетику скейт-видео. Как хорошо ты была знакома с миром скейтбординга до того, как встретила Skate Kitchen?

Я росла в районах, где были кучи скейтеров. Когда переехала в Нью-Йорк, то проводила много времени со скейтбордистами. Поэтому для фильма мне пришлось представить, как будто бы я столкнулась с этим впервые. Я хотела добиться ощущения новизны, открытия. Когда снимаешь скейтбординг, никогда не знаешь, как все пойдет. Трюки не всегда удаются. Много движения, много поиска. Несмотря на то, что у съемок было строгое расписание, в рамках него мы старались импровизировать. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы в кадре все выглядело спонтанным, а не тщательно спланированным.

Как девушки впервые отреагировали на сценарий? Особенно как отнеслись к тому, что в центре истории будет героиня Рейчел?

С Рейчел у нас с самого начала установились самые тесные отношения. Когда она впервые приехала на встречу, мы сидели и разговаривали — и сразу было понятно, что в ней есть что-то особенное. Думаю, эта роль помогла ей осознать какие-то спрятанные стороны своей личности. Но в целом, все началось со знакомства — она была первой, с кем я начала общаться, остальные девушки подтянулись потом.

Как пришла идея пригласить на роль Джейдена Смита?

На самом деле, еще до этого он общался с Рейчел в Инстаграме. Кто-то из его друзей показал ему ее страницу. Он всегда интересовался скейтбордингом и всем таким, на этой почве они немного пообщались, но никогда не встречались лично. Потом, когда я работала над сценарием, мне нужно было что-то, что могло сильно встряхнуть группу героинь. Они всегда ссорятся, но быстро остывают, нужно было что-то посерьезнее. А в их возрасте это всегда парни и отношения. Так что мы поняли — окей, нам нужен парень. Мы просмотрели несколько кандидатов, но Джейден продолжал все время всплывать в разговорах. И как-то мне повезло поговорить с его агентом, который оказался моим другом. Я не знала об этом, и просто обратилась за советом: «Через кого мне связаться с Джейденом Смитом?». А он такой — «Вообще-то через меня». Супер. То, что надо. Он передал сценарий Джейдену и тому он понравился.

Героини «Skate Kitchen» — как и скейтбордисты вообще — очень высоко ценят аутентичность. Что означает аутентичность для тебя как режиссера, склонного к документальной работе?

Я стремлюсь создавать художественное кино, которое выглядит полностью реальным. Для меня это следующий шаг в ремесле — после документального кино. До этого я долго занималась рекламой. Я стараюсь находить реализм в маленьких деталях. Я хотела бы когда-нибудь попробовать этот подход с более крупным бюджетом, потому что меня очень расстраивают диалоги в современном популярном кино. Я каждый раз думаю — так же никто не говорит и не ведет себя в реальной жизни, как так можно снимать? Возможно, у меня не получится сделать лучше, но я хочу попробовать.

Интервью: Эрик Эбрисс / The Hundreds
Skate Kitchen: Официальный трейлер