ИСКУССТВО
Дональд Трамп и скейт-графика
Скейт-иллюстраторы рассказывают, зачем выпускают доски на политические темы.
Политические события последних лет не могли не отразиться на скейт-графике, которая в США традиционно чутко реагирует на социально-политическую повестку — Дональд Трамп стал постоянным героем графики на скейт-деках. Французский журналист Себ Карайол по просьбе The Hundreds исследовал вопрос, пообщавшись с четырьмя иллюстраторами известных скейт-брендов.
Шон Кливер, Paisley Skates
Один из признанных мастеров художественной провокации в 1990-х, долгое время сотрудничавший со скейт-брендом World Industries.
Я делал две доски с Трампом, обе для своей маленькой дурацкой компании Paisley Skates. Доска «Fuck You, Folks!» вышла осенью 2016, а «Krampus» появилась под праздники в прошлом декабре.
«Fuck You, Folks!» я нарисовал в июне 2016, еще до выборов, когда вся его кампания выглядела как нелепая шутка, игра на американскую публику. Так и появилась отсылка к мультфильмам Looney Tunes. А «Krampus» вышла под конец первого года его работы президентом, если это можно назвать работой, конечно.

В моих работах нет никакой глубокой мысли. Я такой же глубокомысленный, как слой грязи на полу публичной уборной. Но, опять же, первый рисунок был попыткой пошутить над тем, что само выглядело как шутка. И я почти уверен, что поначалу для самого Трампа это было шуткой. Рисунок высмеивал не столько Трампа, сколько его сторонников, в духе «за что боролись — на то и напоролись».

Второй дизайн просто обыгрывает персонажа европейской мифологии, злобного антагониста Санта Клауса. Если Клаус всего лишь не дарит подарки плохим детям, то Крампус приходит их по-настоящему наказывать — в основном при помощи розг. В общем, я решил, что если кто и заслуживает отхлёстанной задницы в 2017 году, то это наш дорогой президент.
Эти карикатуры было очень просто сделать. Обычный поиск по фотографиям Трампа демонстрирует его поистине карикатурный образ в реальной жизни. Честно говоря, сложнее всего было с волосами — их действительно непросто точно передать в рисунке. Тот, кто занимается его прической, заслуживает президентскую медаль.

Я слышу много ворчания, что шутки по поводу Его Рыжейшества уже всем осточертели, но в жопу это всё. Если уж мы застряли с этим клоуном на все четыре года, то обязаны выжать из этой темы всё без остатка. Насчет того, считаю ли я важным выпуск таких досок: по шкале от 1 до 10, где 1 это череп, а 10 — пицца, я бы оценил важность в 5.

Многие говорят, мол, «Держите скейтбординг подальше от политики». Я, например, гораздо больше хочу удержать скейтбординг подальше от профессионального спорта. Так что мы все боремся со своими ветряными мельницами.

Тодд Фрэнсис, Antihero Skateboards
Легенда скейт-иллюстрации, автор многих классических дизайнов Antihero.
Antihero вся эта движуха с Трампом не очень интересует. С этой темой хорошо работают Real, Paisley и некоторые другие компании. Мне больше нравится делать что-то, чем другие не занимаются.

Но мы делали несколько досок с Ричардом Никсоном. Одну на самой заре компании — про-модель Джулиена [Стрэнджера, основателя компании], и еще одну пять лет назад — для Chicks One Dick. Нам с Джулиеном очень нравится образ Никсона. Он олицетворяет такие странные, темные времена в истории США, и лицо у него очень страшное. Сейчас печатать его на досках довольно забавно, потому что для большинства людей он уже стал какой-то древней историей. Ну и вся эта тема параноидального сумасшедшего президента сейчас снова актуальна.

Я не зарекаюсь, но пока что мы не планировали выпускать доски с Трампом. Но время от времени я делаю антитрамповские иллюстрации для журнала Penthouse.
В Antihero мы стараемся делать так, чтобы графика была о чем-то конкретном. Многие из этих тем так или иначе политические — будь то загрязнение окружающей среды или перенаселение. Если ты можешь заставить человека в скейт-шопе или даже в инстаграме улыбнуться и немного подумать об окружающей действительности, то это уже неплохо. Конечно, не все согласны с нашей позицией, или им все равно — это тоже нормально. Хотя, возможно, все вокруг и стало таким ужасным, потому что многим просто все равно.

Крис Байуотер, enjoi skateboards
Арт-директор enjoi объясняет, почему, несмотря на то что компания обычно обходят политику стороной, в мае 2016 года она выпустила доску Corporate Greed.
Это была первая и пока единственная моя графика с Трампом. Это обновленная версия классической графики «corporate pig» от Уинстона Тсенга. Доска вышла в то время, когда Трамп еще всерьез не претендовал на пост, но вокруг него уже определенно складывалась мощная поддержка.

Это казалось хорошей идеей для Enjoi, потому что вся кампания выглядела как шутка, которую никто не принимает всерьез. В общем, мы ошиблись.

Я хочу сказать, что Трамп определенно представляет только собственные интересы и ему на всех насрать. Я не понимаю, как миллиардер, телезвезда и самовлюбленный эгоист внезапно стал спасителем американских синих воротничков. В этом просто нет смысла.

Но, опять же, это был 2016 год. Мы просто прикололись, заменив персонажа corporate pig на Трампа. Философия Enjoi — все ради веселья, никаких серьезных тем. Мы сделали всего 300 штук этих досок.

Джонни Моджо, Santa Cruz skateboards
Впервые президент США стал героем скейт-графики в 1990 году благодаря Джонни Моджо и Santa Cruz — в рамках проекта деки для Тома Нокса.
Эту идею предложили мне Том Нокс и тим-менеджер Santa Cruz Гэвин О'Брайан. Сначала я решил, что они прикалываются, но они были настроены серьезно — им нужна была доска с Адольфом Гитлером и Джорджем Бушем-старшим. Это было прямо в разгар Войны в Заливе, люди активно выступали против Буша. До президентского поста он возглавлял ЦРУ, его семья занималась нефтяным бизнесом и он втянул нас в войну с Ираком — в общем, он многим не нравился и был таким воплощением зла.

Мне казалось, что эта идея немного выходит за рамки, это мне не нравилось, но Том и Гэвин были очень настойчивы.

Фотоколлаж был первой же идеей. Я решил, что у фотографии эффект сильнее, чем у рисованной графики. Я отксерокопировал портреты и начал экспериментировать, разрывая их на части и совмещая вместе. Это очень простая графика: коллаж из обрывков портретов создает такого Франкенштейна — полу-Гитлера-полу-Буша, а яркие патриотические цвета подчеркивают иронию.

У некоторых скейт-шопов в традиционно республиканских штатах были проблемы с продажей этих досок. Но я думаю, что политические высказывания должны быть допустимы в любом виде — граффити, постеры, даже доски для скейтбординга. Это Первая поправка в действии.
Интервью: Себ Карайол / The Hundreds