Британский фотограф Фил Нотт успел прославиться по обе стороны атлантики — уже на протяжении более 20 лет он снимает для музыкальных изданий со всего мира. От звезд лондонского и нью-йоркского хип-хоп-подполья 90-х до музыкантов калибра Канье и Эми Уайнхаус — богатое портфолио Нотта завоевало ему репутацию одного из лучших портретистов в музыкальной индустрии. The Hundreds взяли у Фила Нотта интервью, приуроченное к выставке-ретроспективе фотографа «Heroes & Legends».
Давай начнем с прошлого — расскажи, с чего ты начинал в Лондоне.

Я начал фотографировать в 1997. Я работал тогда в лондонской студии CLICK Рэя Джеймса. Мы всех фотографировали. В тот момент я учился в Вестминстерском университете и в какой-то момент понял, что за месяц работы в студии узнал больше полезного, чем за три года в университете. Я из первых рук узнал, как работает фотографический бизнес. Моим начальником был Жан-Батист Мондино. Он был очень классный. Он мог снять целую рекламную кампанию на четыре катушки пленки. Он снимал потрясающие полароиды. Это очень на меня повлияло, я понял, что хочу быть как он. Так я начал снимать. В Лондоне тогда многие вещи только начинались, все было наполнено движухой. Выходили отличные журналы — вроде The Face, с которым я много сотрудничал. Лейбл Mo' Wax был на подъеме — с ним я тоже работал. На самом деле, они платили мне своими пластинками, так что у меня теперь есть полная коллекция релизов лейбла. Это единственная коллекция пластинок, которая у меня осталась — от всего остального я избавился.

Расскажи немного о музыкальной сцене Лондона того времени.

Интернет в то время был очень маленьким и не влиял на работу лейблов. Поэтому все музыканты подписывали контракты, а на продажах релизов можно было действительно заработать. Лондонские клубы тоже были полны сил. Лейблы платили за фотографии музыкантов — можно было проводить 4-5 съемок в неделю. Но как-то раз, когда я был в Нью-Йорке, обанкротилась сеть магазинов Tower Records. И я сразу понял: «Вот черт, началось». Никто не знал, что делать [в новых реалиях]. Лейблы оказались не готовы к переменам, потому что думали, что будут так жить вечно.
Как случился твой переезд из Лондона в Нью-Йорк?

Это получилось само собой. Лондон в то время напоминал Нью-Йорк, это было естественным продолжением работы. Сначала я просто приезжал туда на съемки. Потом там открылся офис моего агентства ESP — стало еще проще приезжать, потому что у меня появился плацдарм. Спустя некоторое время я понял, что мне по душе этот город. Нью-Йорк не Лондон, но чем-то они похожи. Это плавильный котел разных культур. Язык один и тот же. Это не было переездом в Китай или чем-то таким. Нью-Йорк меня очень вдохновлял своим граффити и искусством. В то время это было только в Нью-Йорке. Сейчас по всему миру можно встретить одни и те же работы на стенах, но тогда у Нью-Йорка был свой стиль, который затем перекинулся в другие места. В общем, облик нью-йоркских улиц, темп жизни и компактность Манхэттена вдохновили меня на переезд. Это было в 2002 году.

Как ты попал в хип-хоп-сообщество и начал снимать всех этих будущих звезд?

У меня был контракт с Джорджем Питтсом в журнале Vibe. Благодаря Джорджу я снимал много всякого для Vibe, а также для XXL и Complex. Так я познакомился со всеми этими замечательными музыкантами. Я снимал Канье для FHM. Потом я еще несколько раз пересекался с ним — он был таким милашкой, а теперь, посмотрите-ка, суперзвезда. Он все еще в топе.
Ты еще снимал A$AP Rocky в самом начале карьеры.

Я делал обложку первого альбома. Имея дело с рэперами, я привык к куче людей, которые просто околачиваются вокруг и курят травку. Но в команде A$AP все было по-другому. Они все были очень молодые и все были чем-то заняты. Один занимался видео, другой делал украшения — понимаете? Все в группе что-то делали. Это меня поразило. Никто не тусовался просто ради тусовки. Роки очень приятный. Для съемки мы поехали в его родной Гралем. Арт-директор предложил эту идею с перевернутым флагом. Потом я узнал, что флаг переворачивают только тогда, когда в стране бедствие. Они остро чувствовали все, что происходило в то время. Поэтому получилась очень символичная обложка альбома. Но альбом не стал бы популярным, если бы музыка была плохой.

Ты мог тогда предположить, что у Роки получится такая карьера?

Я сразу понял, что парень не намерен терять время. Такое он производил впечатление. Он был самоуверенный, но не высокомерный. Я не знал, что альбом выстрелит. Не знал, что у него уже такая армия поклонников. Задним числом я понимаю, что у него сложилась удивительная карьера.
Как ты отнесся к Инстаграму, когда он только появился?

Мне он не очень понравился. Мне показалось, что он слишком интенсивный. Иногда там встречались красивые снимки, люди выкладывали фотографии со всего мира. Но в основном он состоял из мусора. Сколько можно постить фотографии своего лица? Я не могу придумать идеи хуже, чем опубликовать сто фотографий себя в сраном интернете. Еще эта тема про «без фильтра»... «Посмотрите, я снял хороший кадр — и он без фильтра». Окей, просто выложи его, напиши, где он снят, и оставь так. Но нет, так это не работает. Мне говорят, что нужно стать «личностью». Написать что угодно под симпатичной фотографией. Так это работает. Я не знаю, может это и правильно, но когда я смотрю Инстаграм, то просто тону в море бессмыслицы.

Ты заметил, как социальные медиа повлияли на коммерческую фотографию?

У меня нет с этим проблем. Я начинал со студийной работы. Потом начал снимать сам. Времена изменились, если люди находят признание через соцсети — ради бога. Если они действительно посвящают себя работе, а людям нравится результат этой работы, то это отлично. Я не считаю, что все должны пройти такой же путь, как я. Для меня все началось с пленки, проявочных комнат и фотопечати. Все, что я делал в прошлом, помогло мне отточить мастерство. Сегодня, с великолепными камерами в телефонах, никто не должен делать так же. Но хороший глаз все так же важен. Поэтому, как бы ты ни начал заниматься фотографией, просто продолжай заниматься. Конкретный путь не важен.
Что, на твой взгляд, составляет хороший портрет? И как снять такой?

Там куча факторов. Для начала надо разобраться со светом. Я люблю делать все максимально просто. Не люблю загруженные фоны. Они заставляют глаз бегать кругами, а я хочу сосредоточиться на герое съемки. Для меня важно, чтобы герой был выразительным — и не важно, интровертом или экстравертом. Главное, чтобы что-то от него исходило. Для этого я изучаю, как двигается его лицо — ищу небольшую неуверенность во взгляде, легкую усмешку или что-то еще. Бывает полезно отодвинуть камеру. Я не люблю фотографии как со свадьбы — с выпученными глазами прямо в камеру. Мне больше нравится, когда герой вообще не смотрит в объектив. Это мы должны смотреть на него, а не наоборот. Как будто бы ты снимаешь из укрытия и герой не видит тебя. Так получается интереснее.