Сорок лет назад, весной 1979 года, в широкую продажу поступили кроссовки Nike Tailwind — первая модель с технологией Nike Air, перевернувшей подход к дизайну спортивной обуви.
В среднем, ноги бегуна сталкиваются с землей почти 1000 раз на каждый километр дистанции, а ударная нагрузка на стопу может превышать вес спортсмена в четыре раза. В других видах спорта, вроде баскетбола, нагрузка еще выше и может достигать семикратного веса человека.
Производители спортивной обуви много лет с переменным успехом решали проблему амортизации стопы. К началу бегового бума 1970-х все их лучшие решения сводились к комбинации различных по плотности средних слоев подошвы, изготовленных в основном на основе EVA и полиуретана.
«Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что перед вами чокнутый профессор»
Примерно в то же время аэрокосмический инженер Мэрион Фрэнклин Руди (предпочитавший, чтобы его называли Фрэнком) придумал, как применить для решения этой задачи метод выдувного формования пластика, с которым он впервые столкнулся во время работы в NASA. Решение получилось экзотическим — Руди предложил изготовить и разместить внутри подошвы кроссовок специальные эластичные баллоны, наполненные газом под определенным давлением. Довольно безумная идея по меркам своего времени.
«Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что перед вами чокнутый профессор», — так описывал первую встречу с Руди совладелец Nike Фил Найт. Эта встреча произошла в марте 1977 года и была далеко не первой для Руди — до Nike он пытался протолкнуть свою смелую идею двум десяткам других компаний, но нигде не нашел понимания. Его «воздушные подошвы» казались слишком сложной и дорогой затеей.
Фил Найт тоже встретил предложение Руди скептически, но передумал после пробной 6-мильной пробежки с прототипами новых подошв. Несмотря на громоздкость и нестабильность, прототипы подошв Руди сразу показали хорошие результаты в тестовых забегах. Nike наняли Руди и его коллегу Боба Богерта и поручили им довести подошвы до ума.
К концу следующего, 1978, года Nike совместно с Фрэнком Руди подготовили тестовую модель кроссовок Tailwind с инновационной подошвой, получившей название Nike Air. Пробный вариант кроссовок отправили на Гавайский марафон. Одобренные опытными марафонцами Nike Tailwind поступили в широкую продажу в 1979 году.