История удивительных Nike Zvezdochka
Как вице-президент по дизайну Apple в 2004 году придумал для Nike самые недооцененные кроссовки в мире.
ИСТОРИЯ
Что это такое и кто это сделал?

Zvezdochka — модель кроссовок, которые в 2004 году для Nike придумал промышленный дизайнер Марк Ньюсон, сегодня занимающий пост вице-президента по дизайну компании Apple. С подачи Марка Паркера, нынешнего CEO Nike, Ньюсон предложил инновационный проект кроссовок, больше похожих на обувь из фантастического кино. По словам Паркера, «Это было чем-то вроде концепт-кара для всего обувного дизайна и производства будущего». Кроме уже тогда всемирно известного Ньюсона, над проектом работали лучшие умы Nike: Мартин Лотти (c 2012 года творческий директор компании), Деймон Клегг (в 1997-2003 дизайн-директор ACG и теннисной линии) и Ричард Кларк (c 2012 года вице-президент по дизайну).
Откуда такое название?

Имя Ньюсон позаимствовал у советской собаки, выходившей на орбиту в аппарате «Спутник-10». Кличку придумал Юрий Гагарин, который через 18 дней после Звездочки отправился в свой знаменитый полет. Форма кроссовок тоже вдохновлена космосом и напоминает тренировочные тапочки астронавтов. Это все не просто так: у слегка помешанного на аэрокосмической теме Ньюсона очевидно есть хорошие друзья в Роскосмосе — как-то раз он, например, выставил на благотворительный аукцион настоящий скафандр космонавта Юрия Гидзенко, в котором тот провел 140 дней на МКС. Сам Ньюсон в детали своей связи с Россией не вдается.

Почему они так выглядят?

Марка Ньюсона называют приверженцем биоморфного, подражающего природе дизайна, что справедливо не всегда, но в случае со «Звездочкой» совершенно верно: внешнюю структуру кроссовок дизайнер подсмотрел у одноклеточных под названием радиолярии. Эти микроорганизмы обитают в океане и среди прочего планктона выделяются красивыми минеральными скелетами.
Так выглядят радиолярии, вдохновившие внешний вид Zvezdochka
Что в них такого особенного, кроме внешнего вида?

Zvezdochka, возможно, самый смелый проект Nike с 1987 года, и экзотический дизайн тут лишь следствие незаурядной начинки. Ньюсон пересмотрел не столько внешний вид, сколько сам процесс изготовления кроссовок. Инновационной стала идея модульности. «Звездочка» — это не намертво склеенные куски резины и кожи, а набор для сборки из нескольких базовых элементов: гибкого внешнего каркаса, внутреннего «носка», внешней подошвы и стельки со встроенной амортизирующей секцией Zoom Air. Все части соединяются механически — без клея и без ниток. Такой подход должен был, в перспективе, решить сразу три проблемы.

1. Многофункциональность и изменяемый дизайн


Модули «Звездочки» задумывались взаимозаменяемыми. Можно было комбинировать разные цвета внешней и внутренней части кроссовок, а также, что гораздо важнее, менять обувь функционально: выбирать подходящую степень жесткости каркаса или амортизации. Или, например, в холодную погоду заменить внутренний «носок» на утепленный.

2. Удешевление производства

Чисто механическое соединение всех деталей позволяло исключить этапы сшивания и склейки частей. Помимо этого, все детали (кроме, возможно, внутреннего «носка») производились методом литья — то есть никакой раскройки и никаких вырубочных прессов. Чем меньше этапов, оборудования и ручной работы, тем ниже себестоимость.

3. Утилизация

Обычно обувь изготавливают из нескольких материалов — подошву из резины или ЭВА, верх из кожи, хлопка или нейлона. Все эти материалы требуют разных методов переработки. Кроме того, обувь изнашивается неравномерно, но выкидывается целиком. С модульной системой «Звездочки» таких сложностей не должно было возникать в принципе.
Для производства Zvezdochka были изготовлены специальные формы для литья под давлением
Иллюстрации из патента
Если они такие классные, то почему их никто не носит?

«Звездочка», как и автомобильный концепт, была скорее демонстрацией возможностей, чем готовым продуктом. Счастливые обладатели, например, жаловались, что боятся вывихнуть ногу — кроссовки не отличались хорошей поддержкой стопы. Марк Ньюсон не скрывал, что обувь он придумывал не совсем для хождения по земле: «С функциональной точки зрения, я разработал универсальную обувь для космонавтов, которую можно использовать в условиях нулевой гравитации».

Презентация «Звездочки» прошла в нью-йоркском магазине Moss 16 ноября 2004 года: всего 140 пар в США (и 700 на весь мир) в пяти цветах и розничной ценой в 300$ (около 390$ в ценах 2017 года). В широкую продажу кроссовки никогда не попадали, несколько раз по особым поводам переиздавались микроскопическими тиражами. Даже переиздание по случаю 10-летия модели в 2014 году не вызвало большого ажиотажа.

Однако, в одном из интервью Марк Паркер дал понять, что проект еще не поставили на полку: «Zvezdochka не задумывались как одноразовая акция. Традиционное производство обуви — очень примитивный процесс, и он толком не менялся уже сто лет. Поэтому я считаю, что будущее за альтернативным производством и новыми методами сборки продукции. Мы движемся в сторону модульной обуви».
«Традиционное производство обуви — очень примитивный процесс, и он толком не менялся уже сто лет. Будущее за альтернативным производством и новыми методами сборки продукции»
Инновационная модульная система Nike Zvezdochka до сих пор остается взглядом в будущее обувной индустрии
Почему за 12 лет никто не выпустил дешевый аналог?

Даже если не брать в расчет многочисленные подделки, то заложенные в «Звездочке» идеи постепенно проникают на обувной рынок. Nike осторожно переносит отдельные элементы в массовые модели. Другие компании тоже давно освоили литье — от Crocs до канадской марки Native, которая удачно адаптировала метод для повседневной обуви. Однако, полная модульная система, разработанная для Nike Zvezdochka, до сих пор не получила широкого распространения. Не только из-за технологических преград (формы для литья верха Zvezdochka очень сложны и дороги в производстве), но и, вероятно, из-за проблем правового толка — срок действия патента Nike на «Предмет обуви с перфорированным верхом и заменяемыми компонентами» истечет только в 2024 году.