В этом году 20 лет исполняется первой персональной выставке KAWS — одного из главных художников современности, вышедших из граффити-подполья. Именно в 1999 году Брайан Доннелли окончательно перешел с граффити на более общественно приемлемые жанры — и преуспел. По этому поводу вспоминаем, с чего начинал Доннелли и как выглядели его ранние работы.
KAWS начинал в первой половине 1990-х с граффити на товарных поездах в родном Нью-Джерси. В 1996 году он окончил Школу изобразительных искусств в Нью-Йорке, окончательно осел на Манхеттене и с традиционного граффити переключился на альтернативные формы стрит-арта — первым его громким проектом была серия плакатов, которые он подменял в рекламных щитах на автобусных остановках.
«В какой-то момент я стал меньше рисовать буквы, перешел на изображения вроде черепа и костей, стал их рисовать на телефонных будках и остановках. И тогда подумал, что я вроде как соревнуюсь с рекламщиками за рекламные площади. Такой у меня был взгляд на граффити, я проводил параллели с рекламой. Моей задачей стало создание работ, которые вроде бы есть, но не сильно выделяются. Кто-то сначала может и не заметить, а потом такой: „Что это было? Странная реклама"» — из интервью New York Times, 2011
KAWS
Ad Disruption
конец 1990-х
KAWS
конец 1990-х
KAWS
Каталог первой выставки, 1999
KAWS
Каталог первой выставки, 1999
Но по-настоящим прорывным годом для Брайана Доннелли стал 1999-й, как он сам признавался позднее в интервью Giant Robot. Первая персональная выставка в галерее при парижском концепт-сторе Colette, первая виниловая фигура «Компаньона», выпущенная японской компанией Medicom Toy, первое сотрудничество с Дзюном Такахаси из Undercover — все это вывело имя KAWS за пределы граффити-сцены Нью-Йорка и окрестностей. В 1999 Доннелли перестал быть райтером и стал художником — неожиданно даже для себя самого.
«Я не тэгал с начала 2000-х. Но мне нравится граффити. Многие мои друзья занимаются граффити, а у меня самого просто сменились интересы. Есть люди, которые знают обо мне только благодаря игрушкам. Есть те, кто помнят меня только как граффитчика. Сейчас, наверняка, появились новые люди, которые узнали обо мне из галерей. Или видели только одежду, и понятия не имеют, что я вообще-то рисую. Так что все зависит от точки зрения. Сам я стараюсь не делить свою работу на какие-то части» — из интервью New York Times, 2011
KAWS
Принты для бренда Undercover, 1999
KAWS
Undercover, 1999