Основанный в 2010 году скейт-сайт Jenkem — один из самых интересных и быстрорастущих медиабрендов в индустрии скейтбординга. Его основатель Иэн Михна вдохновлялся скейт-СМИ 1990-х, в которых качественный самодельный контент занимал первое место, а новости — второе. Этот подход он применил в интернете, создав Jenkem — сайт, основанный на интересных материалах собственного производства, а не на перепечатках новостей. В интервью The Hundreds Иэн рассказал о том, как ему удалось превратить персональный блог в крупный проект.
Лиленд Уэйр: Думаю, немногие знают, кто ты такой и откуда. Расскажи, сколько тебе лет, где ты живешь и как увлекся скейтом?

Иэн Михна: Мне 28 лет. Кататься я начал в 12 или 13 — то есть 15-16 лет назад. Я родился в округе Уэстчестер штата Нью-Йорк. В 10 лет мы с родителями переехали в Вену. Так что я вырос и начал кататься на скейте в Европе, а не США. В 18 лет я вернулся в Америку, где продолжил кататься.

Ты учился в колледже? Чем ты занимался до того, как начать Jenkem?

В 18 лет я вернулся в Нью-Йорк, где два года учился в колледже SUNY. Там было классно кататься, но сама учеба была скучной, поэтому я перевелся в New Paltz в соседнем городе Поукипзи.

Я еще со школы много писал, потому что мне повезло с учителем литературы, который убедил меня в том, что у меня может что-то получиться. Поэтому все четыре года в колледже я продолжал писать в свободное время. В основном художественные рассказы. Навык письма — это как мускул, его все время нужно держать в тонусе. Иначе он теряется. Так что я писал что-то каждые выходные и это привело меня в местную университетскую газету. Но там было ужасно скучно, поэтому я начал искать подработки на стороне.

Я рассылал тексты практически в любые места, в которых был шанс опубликовать хоть что-то. Просто отправлял письма на адреса всех подряд редакций. В итоге я начал помогать чуваку из Балтимора по имени Томас Роув, который заведовал небольшим скейт-сайтом Interstate Mag. Я вел рубрику новостей. Там я «проработал» три года. Мне не платили, но иногда присылали бесплатные доски. Меня это очень бесило. Я опять начал искать заказы на стороне. Наконец, мне удалось немного поработать для ESPN в 2008 и 2009 годах. Было весело и полезно для карьеры.
Иэн Михна в офисе Jenkem
Когда ты решил запустить собственный сайт?

Я заканчивал колледж и искал работу в конце 2009-го — начале 2010-го. Экономика еще переживала кризис. Последний год в колледже я подрабатывал в компьютерной лаборатории, и там в свободное время научился делать сайты на WordPress. Так что к выпускному у меня уже был готов сайт. После колледжа я меньше года проработал в Vice, после чего устроился в винный бар, чтобы поднакопить денег для запуска Jenkem. Работа в Vice помогла немного понять, как устроен издательский бизнес.

В Jenkem видно большое влияние журнала Big Brother — и ты сам об этом как-то говорил. Какой у тебя был изначальный план? Ты понимал, что в скейтовых сайтах чего-то не хватает?

Я отдавал себе отчет в том, что всё, что мне нравится, относится к предыдущей эпохе. Мне всегда нравилась эпоха Big Brother, Говарда Стерна, интервью в Playboy, CKY, и всякий другой стаф из 90-х.

В 2009 году все скейтовые медиа объединяли две вещи. Во-первых, ни у кого не было денег. Никто не мог себе позволить делать интересный контент, только если он не был рекламным. Во-вторых, все еще только осваивали онлайн, и у редакций традиционных изданий были проблемы с тем, что одни и те же люди должны были выпускать и бумажное издание и сайт. Не все еще понимали, как это правильно делать. Одним из первых наладил новую систему журнал Slap. Но все равно в интернете был огромный недостаток качественного журнального контента. Так что я решил, что раз журналы сами не хотят этим заниматься, я сделаю сам. У меня не было никаких больших планов. Я думал, что просто буду заниматься этим в свободное время.
Иэн Михна
Когда ты понял, что Jenkem стал чем-то большим, чем просто хобби?

Тут надо выделить две вещи. Во-первых, мне очень повезло. Многие начинают что-то делать, много усердно работают, но все равно ждут отдачи год, два, пять лет, а может и вовсе не получают ничего. Мне удалось взять интервью у Джереми Роджерса, благодаря которому о сайте сразу заговорили. В то время он как раз ушел из скейтбординга. Я поговорил с ним и выложил интервью на сайт. Его тут же репостнули Slap и несколько других сайтов — интервью набрало 10000 просмотров в первый же день, хотя о моем сайте вообще никто до этого не знал. И тогда я подумал: «Нихрена себе, это и правда работает. Что бы я тут ни делал, в этом есть потенциал». Следующие два года я просто пытался воссоздать этот эффект. Я понял, что людям не все равно. Вторым важным моментом было привлечение первых рекламодателей. Тогда я понял, что сайт — не просто склад моих текстов, а живой проект. Это было через два года после запуска. И тут я должен поблагодарить Чейза Уитекера из Brick Harbor, Келли Бёрда из Lakai и Джима из Deluxe. Когда они разместили у меня рекламу, я понял, что всё работает как надо!

Ты сам нашел рекламодателей или они вышли на тебя?

Я ничего не понимал в медиарынке, но друг моего брата работал в большом музыкальном журнале. Он посоветовал сделать медиакит. Я понятия не имел, что это такое, но он прислал мне пример — и я его просто скопировал. Только заменил логотипы и цифры. Но проблема была еще и в том, что я никого не знал в индустрии, чтобы показать медиакит. Поэтому я просто ломился к разным людям, зачастую ужасно лажая. Я, например, пытался находить маркетинговые контакты через магазины. Звонил в магазин, звал управляющего и пытался выведать у него контакты кого-нибудь, кто занимается рекламой. Иногда они давали мне какой-нибудь имейл, но в основном просто прощались.

В 2012 я обзвонил около 50 компаний. Пару раз со мной даже поговорили [смеется]. Это было ужасно. Очень неприятно получать столько отказов. И тогда я сказал себе: «Окей, план Б — просто делай больше крутых материалов. Видимо, я еще недостаточно хорош». Если люди не слышали про Jenkem и им неинтересно — это значит, что я плохо работаю. Так что я углубился в работу и старался сделать каждую статью самой лучшей. И в какой-то момент люди начали обращать внимание.

Основу Jenkem составляют большие материалы. Вы не занимаетесь новостями. Почему?

Я всегда сторонился новостей, потому что их и так все делаю, и это просто неинтересно. В 2008 году не было дефицита новостей. Все выпускали новости и меня это раздражало в интернет-медиа. Поэтому я пошел в противоположном направлении и сконцентрировался на оригинальном контенте. Я не завишу от инфоповодов. Я начал Jenkem, чтобы делать материалы, которые интересны мне самому. А не ради того, чтобы писать новости об очередных колесах.
Первый выпуск книги Jenkem
В прошлом году вы выпустили первую книгу. Это нестандартный порядок — вы начали с онлайна, а потом перешли к бумаге. Почему вы решили выпустить печатное издание?

Я всегда хотел сделать что-то печатное, но поначалу у меня не было на это денег. Но я делал зин Jenkem, отпечатанный на ксероксе. Было два выпуска, про один даже написал Thrasher. Так что мы начали с самого простого уровня бумажного издания. После пяти лет выпуска цифрового контента захотелось чего-то, что можно подержать в руках. Чтобы можно было подарить кому-нибудь. Поставить на полку. Поэтому мы продолжим заниматься бумажным изданием. Брать интервью по телефону и выкладывать на сайт — это здорово. Но осязаемые вещи приносят гораздо больше радости.

Сейчас в скейтбординге происходят большие изменения. Самодельный DIY-подход снова стал движущей силой культуры. Это касается и продукции и медиа. Что ты думаешь об этом?

Я думаю, что все эти новые бренды появились потому что их основатели чувствовали себя так же, как и я. У них не было своего голоса. Я не хочу говорить за других, но Bronze, Alltimers, Quasi и все другие молодые бренды идут своей собственной дорогой, привносят в скейтбординг что-то свое, чего там раньше не было. Потому что сейчас в их руках есть все необходимые средства. Я знаю что раньше, в 90-е, брендам было сложнее. Нужна была правильная дистрибуция, платная реклама в журналах. Сейчас всё стало проще. Больше нет барьеров. Вопрос теперь сводится к тому, хочешь ты что-то делать или нет. Сделать свой бренд никогда не было так просто. Все старые марки никуда не денутся, у них есть свой голос, но не всегда он соответствует тому, как молодые ребята относятся к скейтбордингу.
Что самое сложное и, наоборот, самое приятное в работе над Jenkem?

Сложно бывает выпускать оригинальный контент по несколько раз в неделю. Это как марафон бежать. Если в пятницу я не вижу на сайте два-три материала, которыми доволен на 100%, то сильно расстраиваюсь. Мне в такие дни кажется, что мы зря провели эту неделю. Приходится преодолевать себя и в понедельник снова браться за работу, чтобы сделать очередную неделю лучше. А самая приятная часть работы — это общение со всеми этими невероятными скейтерами, которые были моими кумирами в детстве.

Кроме работы над книгой, какие еще планы на 2017 год?


Мы сейчас работаем над музыкальным проектом. Мы недавно выпустили пластинку — на виниле и в цифре. На ней 19 исполнителей, все они из скейтбординга и со всеми мы познакомились благодаря Jenkem. И 90% из них вы, вероятно, никогда не слышали. Это классное свойство скейт-культуры — многие люди не только катаются, но и занимаются какими-то еще интересными вещами. Такого не бывает, например, в футболе. Скейтеры играют в группах, занимаются искусством, снимают видео, рисуют, устраивают вечеринки. Когда мы запустили Jenkem Mixes, я узнал, что многие делают музыку. Мы объявили, что ищем треки для релиза, и нам прислали типа несколько сотен писем. Так начался музыкальный проект.
У Jenkem есть конечная цель? Стать большим издательством или остаться на уровне DIY? Каким ты видишь будущее сайта?

У меня никогда не было конечной цели и до сих пор нет. У меня просто голова не так устроена. Я могу устать от создания материалов, но это все равно лучшая работа на свете. Я хочу развивать компанию, но не хочу ставить себя в рамки медиабизнеса. Медиакомпании гонятся за просмотрами, деньгами и рекламодателями. Я не хочу участвовать в этой гонке.

Лично я хотел бы делать более продуманные вещи, заняться документальными видео. И делать побольше веселых штук. И я хотел бы, чтобы Jenkem продолжал меняться. У нас многое запланировано на следующий год, и это совсем не то, чем мы раньше занимались. Я этому очень рад. Так что нет, у меня нет конечной цели. Я буду продолжать развивать проект, пока мне не надоест. Пока неплохо получается.
Интервью: Лиленд Уэйр / The Hundreds