С работами Чи Моду знаком любой любитель хип-хопа 1990-х. Работая фотографом музыкальных журналов Source и Rap Pages, он снимал всех звезд Западного и Восточного побережий — от Тупака и Снуп Дога до Mobb Deep и Wu-Tang. Журналист Тори Макадамс встретился с Чи Моду перед открытием его выставки в HVW8 Gallery и расспросил о знаменитых героях фотографий и начале карьеры.
Chi Modu. Photo: Joshua Zucker
В одном интервью ты рассказывал, что Тупак хорошо работал перед камерой — что неудивительно, ведь он был актером и обладал навыками, нетипичными для многих рэперов.

Он понимал важность картинки. Даже сегодня, как мне кажется, с развитием технологий, большинство только начинает понимать важность визуальности. Только подумай: это было целых 24 года назад, а мы снимали полноформатные портреты в студии. Высокая планка качества по тем временам. Тупак хорошо понимал, как все устроено, и как важно правильно войти в историю.

Я слежу за многими молодыми рэперами — и они тоже прижают большое значение документированию, тому, как они войдут в историю.

Я и согласен, и в то же время нет. Да, они документируют свою жизнь, но в очень поверхностном ключе. Было бы действительно интересно заглянуть внутрь мира современной звезды рэпа, но для этого не хватает глубины. Они показывают только одну сторону, но чтобы стать по-настоящему важной фигурой, нужно продемонстрировать разноплановость.

Недавно я обратил внимание, после смерти XXXTentacion, что у него в инстаграме осталась только одна фотография. И многие люди подчищают свои аккаунты, не понимая важности своей собственной истории..

Ненавижу, когда люди удаляют старые фотки в инстаграме.

Это правда проблема. Но удаление фотографии не отменяет того факта, что ты существуешь. Может быть люди, которые удаляют свои старые снимки, просто не уверены в себе.
Одно из первых твоих мест работы как фотографа — Amsterdam News
(старейшая газета афроамериканского сообщества Нью-Йорка — прим.). Мне кажется, немногие за пределами Гарлема понимают значение этой газеты. Что ты думаешь о своей работе там?

Я считаю, газета безусловно внесла свой вклад в историю, она была голосом одного из ключевых чернокожих сообществ США. Мне там особо много не платили, но я все равно был рад работать — ведь это Amsterdam News.

Ты довольно рано попал в рэп-тусовку — как твои родители к этому отнеслись?

Полагаю, они понимали, что это молодежное движение может иметь большое значение — мои родители были довольно просвещенными людьми. Поэтому они не останавливали меня. Даже наоборот — на заре моей карьеры отец сказал: «Занимайся тем, чем занимаешься. Ты нащупал что-то важное». Так что у меня была полная поддержка семьи. Я из образованной семьи — Принстон, Гарвард, все такое — но, мне кажется, именно благодаря своей просвещенности родители позволяли мне искать собственный путь. Они были классные.
В 1990 году ты начал снимать для журнала Source. Как это было?

Мы были молодые и ничего не боялись. Нас считали новаторами, а мы просто работали ради удовольствия. И было приятно одновременно зарабатывать немного денег и весело проводить время. Отличное сочетание.

Твое фото Снуп Дога на фоне знака 187 шоссе — это была съемка для Source или Rap Pages?

Это было для Rap Pages. Мы сделали две съемки с этим знаком. На одной он в рубашке Virginia State — это для обложки Rap Pages. Тогда я с ним познакомился. В другой раз мы снимали уже для его альбома — в Dickies и куртке Carhartt.
Я хотел поговорить об одном твоем снимке Ol' Dirty Bastard. У него нет больше таких фотографий, на которых он бы выглядел так естественно.


На самом деле этот портрет такой же, как и все другие, которые я делаю. Самое главное — создать спокойную обстановку. Как только человек расслабляется, можно разглядеть какой он на самом деле. Другое дело, что правда может быть довольно мрачной, поэтому нужно немного направлять человека. Это важная часть процесса.
Расскажи про обложку The Infamous.

Я думаю, люди по-разному воспринимают студийные съемки и уличные, когда ты проводишь с героями время на районе. Поэтому, как мне кажется, хорошая студийная обложка должна дополняться «районным» стафом. Это дает контекст. Так людям понятнее, кто такие Mobb Deep. Они видят портрет на обложке, но кроме того еще и фотографию на крыше Queensbridge Projects. Обложка рассказывает историю. И это очень важно.
Еще я обратил внимание, что многие герои твоих фотографий уже умерли. Что ты думаешь по этому поводу?

Когда становишься старше, то понимаешь, что люди умирают — это всегда трагедия, но также неотъемлемая часть жизни. Поэтому я больше сосредоточен на том, что люди оставляют после себя. Потому что это то, что определяет нас, независимо от того, как долго ты проживешь.
У тебя много фотографий с улиц Нью-Йорка 1990-х. И многие твои недавние снимки посвящены бедности.

А, да, районы-кварталы. Фавелы, все такое. Это моя тема. Для меня фотоаппарат — это инструмент гласности, возможность дать слово сообществам. Потому что люди смотрят на мои снимки — и это дает шанс поднять какие-то вопросы. Мало кто в курсе, что происходит в Бангладеше, но они увидят мои фотографии — и узнают немного больше.

Ты все еще увлечен рэпом так же, как в молодые годы?

Нет. Кроме случаев, когда в на радио ставят какой-нибудь трек, и меня начинает качать. Это сила музыки.


Интервью: Тори Макадамс / The Hundreds

Чи Моду в Инстаграме: instagram.com/chimodu/