Пока печатные издания мигрируют в интернет, а визуальный контент вытесняет с просторов сети любые тексты, находятся люди, которые верят в бумагу.

Герои нашего материала живут в разных городах, что не мешает им вместе выпускать единственный в России печатный журнал о скейтбординге. Мы прогулялись по московским улицам с Алексеем, а потом съездили в Петербург, чтобы встретиться с Артемом.
Алексей Лапин – главный редактор, фотограф и продюсер журнала «Асфальт»
Немного предыстории. Когда вы придумали журнал, почему?
ЛЕША: Идея родилась примерно четыре года назад, зимой. В то время многие российские медиа, рассказывающие о скейтбординге, закрывались. У меня накопилось довольно много фотоматериалов, но не было ни одного подходящего ресурса, на котором хотелось бы их размещать. Тогда я подумал, что здорово было бы создать свой онлайн-журнал.

Журналистский опыт позволял самостоятельно писать тексты к снимкам, а значит оставалось разобраться с версткой. Я начал искать талантливого дизайнера и вышел через знакомых на Артема. Предложил ему работать вместе.

Первый «Асфальт» в онлайн-формате получил положительные отзывы. К тому же, в нем было несколько рекламных полос, которые обеспечили небольшую прибыль. И рекламодатели, и читатели подбивали нас выпустить «Асфальт» на бумаге.

Изначально вся эта задумка походила на авантюру, но мы решили рискнуть.




АРТЕМ:
У меня давно появилась идея создать печатный журнал о скейтбординге. Мы с друзьями начинали прорабатывать концепцию, собирать материалы, но дальше разговоров мы так и не продвинулись. Чуть больше понимания появилось после выпуска небольшого зина SibSub (скейт-лагерь в Тюмени. – Прим. ред.) для выставки Faces & Laces. Это была, скажем так, проба пера, после которой я понял, что все возможно, – оказалось, не так уж и сложно издавать бумажный журнал своими силами.

В 2015 году мне написал Леша и предложил поучаствовать в создании «Асфальта». От него – тексты и фотографии, с меня – дизайн. Все карты сложились: мои мысли и желания воплощались в жизнь. Год спустя мы выпустили первый онлайн-номер, который стал своего рода проверкой жизнеспособности проекта. Со дня на день выходит шестой по счету, печатный, выпуск.

Что сейчас происходит в России со скейтбордингом вообще и скейт-изданиями в частности? Какую нишу занял Асфальт?
ЛЕША: Новая мощная волна интереса к скейтбордингу возникла два-три года назад и сейчас приближается к своему пику. Индустрия на подъеме. Появляются новые магазины, множество мелких DIY-брендов. Но, с другой стороны, ощущается дефицит людей, которые могут свежо взглянуть на скейтбординг и по-новому его интерпретировать, пропустив через себя. Мало фотографов, практически нет авторов, разбирающихся в предмете и готовых о нем рассказывать.

На данный момент «Асфальт» – единственный подобный журнал в России, а также – одно из немногих печатных изданий, освещающих молодежные субкультурные течения. Мы стараемся формировать вкус и понимание современного, красивого катания на скейтборде. Хочется верить, что эта задача и определяет наше место в отечественной индустрии.




АРТЕМ:
С каждым годом я все меньше слежу за развитием скейтбординга в нашей стране. Часто ловлю себя на мысли, что осознанно дистанцируюсь от глобального скейтбординга как такового. Мне очень нравится, как катаются мои друзья, и я хочу следить за их прогрессом. Наверное, с возрастом появляется новый взгляд на вещи, и во всем многообразии начинаешь выделять что-то важное именно для тебя.
Вы равняетесь на какие-то издания (в мире)? Что сами любите читать?
ЛЕША: Я отслеживаю практически все актуальные издания, но при этом ни на кого не равняюсь. Мы пишем свою историю. Если раньше бывал соблазн что-то подсмотреть у более опытных коллег, то со временем многие ориентиры испарились. Сейчас в Европе есть только один журнал, которому хочется респектовать в полном объеме – английский Free Skateboard Magazine. Со всеми остальными европейскими изданиями мы можем конкурировать на равных, создавая ни в чем не уступающий им контент.

Недавно пересматривал первый и предпоследний номера «Асфальта», – качество материалов выросло в несколько раз. В шестом номере у нас будет еще больше текстов, неожиданные литературные решения.

С каждым новым релизом мы взрослеем и немного смещаем вектор наших интересов: отдаляемся от катания как от вида физической активности и рассматриваем его в качестве некого культурного феномена, объединяющего самых разных людей, – не только спортсменов, но и художников, фотографов, музыкантов. На страницах «Асфальта» они раскрывают свое видение жизни сквозь призму скейтбординга.




АРТЕМ:
Мы, конечно же, следим за тем, что происходит в печатных изданиях: читаем о дизайне, искусстве, фотографии. В мире скейт-журналов тоже все подвижно и быстротечно. Закрываются такие гиганты, как TransWorld, при этом почти во всех европейских странах существуют проекты, схожие по структуре с «Асфальтом»: без офисов, со скромными командами из нескольких человек.

Именно они экспериментируют, ищут новые подходы и формулы того, как писать о скейтбординге. Один из примеров – берлинский Place Skateboard Culture. Эти парни рвут шаблоны закостенелой скейт-тусовки и могут себе позволить издавать журнал практически без фотографий с трюками.

Что было самым сложным в запуске журнала?
ЛЕША: Найти деньги на печатный тираж – всегда самая большая проблема и настоящий вызов. Чтобы оплатить услуги типографии, нужно договориться с рекламодателями, а это получается зачастую с большим трудом. Так сложилось, что у нас очень маленький и специфический рынок. Законы этого рынка сложно понять, а еще сложнее по ним работать.

Даже если в журнале однажды разместили рекламу, это еще не гарантирует оплаченные рекламные полосы в следующем номере. Не секрет, что во всем мире скейт-журналы существуют за счет рекламы обувных брендов и крупных производителей одежды. К сожалению, в нашей стране многие бренды представлены крайне слабо. Зачастую, сотрудники маркетинговых отделов никогда не катались. Некоторые из них даже не слышали о том, что их компании поддерживают скейтбординг. Убедить таких людей разместить рекламу в узкопрофильном журнале, который выпускается небольшим тиражом – самое сложное. Все время приходится барахтаться в этом подвешенном состоянии: без четкого понимания, сможем ли мы собрать нужную сумму на следующий тираж.

«Со скейтером мне интереснее говорить о насущных вещах, чем о том, со скольких ступеней он может сделать очередной трюк».
Каким вы видите своего читателя? Как он изменился за время существования журнала?
ЛЕША: Наш журнал читают не только скейтеры. Нам интересно меняться, а понимание того, что аудитория шире, чем изначально предполагалось, только подстегивает. «Асфальт» покупают студенты, представители творческих профессий – все, кто интересуется чем-то необычным. Нам и самим нравится рассматривать общественно-политические явления, глобальные события, которые происходят в молодежном мире, субкультурные движения. Мы стараемся добавлять это в журнал. Трюки не отходят на второй план, но уже не имеют для нас ключевого значения. К примеру, на обложке пятого номера трюк вообще спрятан. Трюк – внутри, а при беглом взгляде виден только необычный архитектурный объект.

На мой взгляд, журналы вроде Thrasher, посвященные только катанию, постепенно изживают себя. Со скейтером мне интереснее говорить о насущных вещах, чем о том, со скольких ступеней он может сделать очередной трюк.

Артем Стрижков – арт-директор и дизайнер журнала «Асфальт»
«ДК им. Кирова на Васильевском острове. В этом здании располагался первый петербургский скейтшоп „Неолимпийские Игры". На каком-то из этажей, – не вспомню сейчас, – втором или третьем, в этом бесконечном лабиринте коридоров с кучей одинаковых дверей, ведущих в такие же одинаковые комнаты, как-то затесался настоящий „храм" скейтбординга. Я долго не решался туда пойти, а когда наконец собрал всю свою детскую волю в кулак и зашел, единственное на что у меня хватило денег – журнал TransWorld SKATEboarding за 1998 год. Примерно через месяц я купил свою первую доску»
Какие ближайшие планы для Асфальта? Может быть какие-то сайд-проекты?
ЛЕША: В ближайших планах – выпустить шестой номер. Как мне кажется, это должен быть наш лучший номер на сегодняшний день. Он будет больше, содержательнее и немного смещенным в иную плоскость. Планируем стать более независимыми, продавая мерч: футболки, толстовки и сумки-тоут с символикой «Асфальта». Возможно, в скором времени выпустим мини-коллекцию.


АРТЕМ: Новый номер будет в разы сильнее предыдущих, более зрелым по текстам и визуальной составляющей. Впервые текстов стало больше, чем фотоматериалов и, опять же, это означает, что мы движемся в правильном направлении.