История Air Max TN/Plus от первого лица
Интервью дизайнера Шона Макдауэлла
ИСТОРИЯ
Дизайнер Nike Шон Макдауэлл впервые в подробностях рассказал, как в 1998 году придумывал свои самые знаменитые кроссовки — Air Max TN/Plus. От первых эскизов до реакции первых покупателей.


ИСТОКИ ЭСТЕТИКИ


Шон Макдауэлл, сам того еще не осознавая, начал работать над Air Max Plus еще до устройства на работу в Nike.

«Я отдыхал на пляжах Флориды и просто делал наброски. Это был один из тех периодов, когда можно спокойно заняться творчеством.» — рассказывает Макдауэлл о каникулах, которые он проводил с друзьями перед тем, как пойти работать в Nike. «Как-то вечером, на закате, ярко-голубое небо плавно превратилось в темно-синее, а пальмы начали колыхаться на ветру. Я быстро зарисовал этот вид и подумал, что он мог бы лечь в основу боковой панели кроссовок — как будто бы стопа завернута в пальмовый лист». Макдауэлл сделал набросок и отложил эту идею до лучших времен.

Вскоре после начала работы в Nike Макдауэлл получил задание разработать беговые кроссовки по заказу сети Foot Locker с применением новой технологии в линейке Max Air — встроенных в подошву полусфер, улучшающих амортизацию. Рабочее название проекта было Sky Air, и по нему магазинам было представлено уже более 15 эскизов. Ни один из них не был одобрен.
«Как только я услышал слово sky, я подумал: „Боже, я же только что видел этот потрясающий закат во Флориде"». Макдауэлл вернулся к своим наброскам. «Я рисовал закаты. Один синий и один фиолетовый. Я пробовал разные цвета и разные варианты изображения пальмовых листьев — одни технологичные и прямые, другие более волнистые».

Последним морским штрихом в дизайне Макдауэлла стало стилизованное изображение китового хвоста в центральной части подошвы.

Необычный свуш на Air Max Plus появился из-за того, что у Макдауэлла попросту не было опыта — раньше он никогда не рисовал логотип. Шаблона у него тоже не нашлось. «Это были мои первые дни в компании, и мне никто не успел ничего объяснить про свуш», — вспоминает дизайнер. «У меня он получился не очень правильной формы и с окантовкой по внутреннему краю, хотя все гайдлайны предписывали делать аутлайн снаружи свуша».

Вид на кроссовки сверху-вниз тоже был важен для Макдауэлла: «Я хотел сделать особый акцент в верхней части». «Пальмовые листья хорошо смотрелись по бокам, но их прямое соединение в верхней части кроссовок выглядело странно. Я решил придумать что-то более интересное».

На фоне влияния, которое Air Max Plus оказали на моду, легко забыть, что они изначально создавались для бега. Макдауэллу требовалось оснастить кроссовки самыми последними достижениями Nike, включая новые технологии подошвы. «Сейчас это просто городские кроссовки», — рассказывает Макдауэлл. «Но они весят меньше 350 грамм. Для полиуретановой обуви это очень мало — особенно по меркам того времени».

Как заядлый атлет, Шон понимал, что борьба с общепринятыми решениями может привести полезным находкам. «Я с детства занимался бегом, и рано усвоил правило — нужно всегда бежать навстречу движению автомобилей, чтобы видеть их. Поэтому я не мог понять, почему все светоотражающие элементы всегда размещались на тыльной стороне кроссовок. Я решил поставить светоотражающие полосы на переднюю часть и язычок».
Сегодня Air Max Plus прочно ассоциируются с логотипом Tn Air, однако для Макдауэлла этот значок стал сюрпризом. «Я не представлял, куда его поместить. Но мне сказали, что это очень важно, и мне нужно найти для него место».

Отпуск Макдауэлла перед началом работы в Nike сыграл решающую роль в выборе расцветок. Первые три варианта расцветок рассказывали историю смены времени суток. «Первая пара представляла закат, вторая была почти черной с вкраплениями красного (это светоотражающая сетка от Jordan XIII), которые обозначали звезды, а третья пара была ярко-желто-оранжевой — как рассвет».


ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА

В Air Max Plus был опробован ряд новейших технологий, в первую очередь — сублимационная окраска тканей.

Несмотря на то, что эскизы Макдауэлла выглядели очень необычно, дизайнер не боялся трудностей с воплощением их в жизнь. «Когда я показал плавные переходы цвета, мне сразу ответили, что это невозможно изготовить — нет таких материалов».

Но Макдауэлл хорошо помнил пару украшенных градиентной огненной расцветкой шиповок Nike Flame, в которых тренировался в юности. Это навело его на мысль, что окраска с плавным переходом цвета возможна. Первый же тестовый образец материала с напечатанным синим градиентом оказался удачным.
Конструкция верха, представленная в эскизах Макдауэлла, тоже оказалась вызовом старым технологиям — требовалось «приварить» пластиковый каркас к тканевой основе. «Раньше по такой технологии приваривали только небольшие логотипы. Я предложил сделать весь каркас из приваренного термопластичного полиуретана». За две недели до встречи с главным заказчиком кроссовок — сетью Foot Locker — все еще не было понятно, возможно ли изготовить такую обувь. «Меня отправили в Азию, чтобы прямо на месте заняться пробными образцами».

После долгого путешествия Макдауэлл наконец прибыл на фабрику, где сразу столкнулся с плохими новостями. «Мне сказали, что такой большой объем не приварить. Нужна слишком большая мощность, которая либо сожжет материал основы, либо просто ничего не приварит». Вместо того, чтобы сдаться, Макдауэлл предложил сделать каркас из трех частей, привариваемых по отдельности. Решение оказалось верным. «Это была большая победа», — вспоминает Макдауэлл.


ПРОДАЖИ

Несмотря на то, что проект кроссовок преодолел все сложности со стороны производства, ему требовалось одобрение ритейлера. На встрече Макдауэлла и будущего CEO Nike Марка Паркера с руководством Foot Locker представители сети предложили прямо на месте провести необычный маркетинговый эксперимент: выставить образец кроссовок на витрины во время окончания школьных занятий и проследить за реакцией.

«Через пять-десять минут там уже стояла толпа из молодых ребят, спрашивающих „Это что такое? Можно это купить?"», — вспоминает Макдауэлл. «Представители руководства магазина делали вид, что впервые видят эти кроссовки и не знают цену, и дети еще больше сходили с ума. Я был в восторге».

Новая модель почти сразу стала международным хитом. Но Больше всего Макдауэллу запомнился один конкретный пример любви к его кроссовкам: «Я встретил человека, у которого вся ступня была покрыта татуировкой с изображением Tuned Air. Снизу была вытатуирована подошва, полоски и свуш по бокам, а сзади — логотип Tn. Это было круто».