Весной 2017 года свое 15-летие отмечает Dunk SB — первая модель Nike Skateboarding, навсегда изменившая не только скейт-рынок, но и всю индустрию и субкультуру кроссовок.
SNEAKER STORY
С Dunk SB началась история Nike Skateboarding — специального скейт-подразделения компании Nike, образованного в 2002 году. Но это были далеко не первые кроссовки для скейтбординга с логотипом Nike.
1
Создание в 2002 году Nike SB было уже третьей попыткой Nike попасть на скейт-рынок. До этого компания дважды безуспешно пыталась проникнуть на территорию досочного спорта: в 1996 и 2001 годах. При этом обувь Nike еще с 1980-х имела успех у скейтеров, но каждая попытка Nike сделать кроссовки специально для скейта заканчивалась провалом.
2
В 1980-е кроссовки Nike часто можно было увидеть на калифорнийских скейтбордистах — в частности, участниках знаменитой команды Bones Brigade. Скейтеры особенно ценили баскетбольные модели Nike, вроде Dunk и Air Jordan 1, за их амортизацию и надежную фиксацию стопы.
3
В 1990-е Nike обратили внимание на скейтбординг, начав спонсировать некоторые мероприятия. Но на создание специальной обуви для этого спорта компанию подтолкнул неожиданный успех модели Nike GTS, вышедшей в 1994 году. Теннисные кроссовки внезапно оказались хитом у уличных скейтеров.
4
В 1996 году компания Nike начала свой первый поход в скейтбординг. Подготовка была самая серьезная. Под крылом технологичной линейки ACG были разработаны несколько моделей специально для скейтбординга. За рекламную кампанию отвечало агентство Goodby Silverstein & Partners, известное сверхуспешной в 1990-е рекламой «Got Milk?». Для Nike агентство придумало серию рекламных роликов и журнальных принтов со слоганом «What if all athletes were treated like skateboarders?». Единственное, что компания не учла — это мнение самих скейтбордистов. В результате — полный провал.
5
«What if all athletes were treated like skateboarders?»
Поняв, что нужно быть ближе к целевой аудитории и не пытаться рекламировать скейт-обувь через ролики на федеральных каналах, Nike попробовали зайти с другой стороны и купили скейт-бренд Savier. Это стало второй попыткой Nike попасть на скейт-рынок, которая тоже не закончилась ничем хорошим. У молодого бренда Savier, так же как и у Nike, не было особой репутации в скейт-сцене. А сама обувь в целом повторяла все то, чего и так было на рынке в избытке — дутые и не очень внятные технологичные силуэты. Проект Savier быстро свернули. К счастью, в это же время внутри Nike развивалась новая идея.
6
ВСЯ ОБУВЬ SAVIER В НАЧАЛЕ 2000-Х ВЫГЛЯДЕЛА ПРИМЕРНО ТАК
Инициатором запуска Nike SB был Сэнди Бодекер — вице-президент по специальным проектам Nike. Он первым в компании понял, что нужно общаться со скейт-сценой напрямую — без вмешательства отдела маркетинга и рекламных агентств. Но для этого нужен был проводник — свой человек в скейтбординге.
7
Сэнди Бодекер
8
Таким человеком стал Робби Джефферс — руководитель скейт-команды бренда Stussy. В начале 2000-х Stussy сворачивала свое скейт-подразделение, и Бодэкер убедил Джефферса заняться скейт-проектом Nike. Именно Джефферс сформулировал правила, благодаря которым Nike SB не повторил судьбу двух предыдущих попыток Nike попасть на скейт-рынок.
Робби Джефферс
Робби Джефферс согласился участвовать в Nike SB, выдвинув три требования. Во-первых, проект должен быть долгосрочным — нужно минимум пять лет, чтобы постепенно завоевать доверие скейт-сцены. Во-вторых, сами скейтбордисты должны активно участвовать в разработке обуви. И, в-третьих, Джефферс настоял на том, что Nike должны выпустить скейт-версию кроссовок Dunk. То есть вместо технологичных современных кроссовок предложить скейтбордистам популярный ретро-силуэт.
9
Скейт-версию Dunk разрабатывали с минимальными внешними отличиями от баскетбольного оригинала. Подошву (а, точнее, стельку) оснастили системой амортизации Zoom Air, организовали мягкую подкладку язычка и добавили стойкие к истиранию шнурки.
ZOOM AIR И ДУТЫЙ ЯЗЫЧОК — ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ DUNK SB
10
Первые сэмплы новых Dunk SB были готовы к 2002 году. С ними Сэнди Бодекер отправился в первое турне Nike SB: он посетил все скейт-шопы Восточного побережья, от Вашингтона до Нью-Йорка, и собрал отзывы владельцев магазинов и скейтбордистов.
11
Весной 2002 года первые официальные модели Dunk SB отправились в магазины. Это была серия расцветок «Colors by» первых райдеров команды Nike SB — Ричарда Малдера, Дэнни Супы, Риза Форбса и Джино Иануччи.
12
Nike SB с самого начала сделали ставку на небольшие тиражи и коллаборации. Уже в 2002 году вышло два совместных проекта с авторитетными нью-йоркскими брендами Zoo York и Supreme. Такой подход к маркетингу радикально отличался от традиционной мейнстримовой тактики Nike. Очевидно сказался опыт работы Робби Джефферса в Stussy. Коллаборации стали фирменной чертой Nike SB.
13
Отдельного упоминания заслуживает Pigeon Dunk — совместный проект с нью-йоркской студией Staple Design в 2005 году. Огромная очередь и беспорядки, сопровождавшие релиз этой модели, привлекли внимание популярных СМИ. Так Америка и весь мир узнали о феномене кроссовочной субкультуры, а слово «сникерхед» появилось в газетах.
14
В 2011 году Dunk SB впервые пережили серьезный редизайн. Так появилась версия Dunk Pro SB — с новой облегченной подошвой из материала Phylon и с обновленным протектором. Новейшая инкарнация Dunk SB — SB Zoom Dunk Elite Low вышла в 2017 году. Релиз был приурочен к 15-летию модели.
15
Подошва с новым рисунком протектора

КРОССОВКИ NIKE DUNK SB В KIXBOX